Каменская

Каменская

Год: 2020

Материал: гранит

Размеры: 67*50*25

Скульптура вырастает из текста — стихотворения Анастасии Каменской о человеке, который работает рядом с болью, но не внутри неё. Он не причиняет насилие, но отмывает следы насилия. Он не решает судеб, но вытирает со стен затёртые слова “отваги и смерти”. Он — между. Между властью и совестью. Между домом и камерой. Между тишиной и тем, что в ней скрыто.

Это двойное лицо — не просто грим социальной роли. Это попытка визуализировать состояние человека, привыкшего к насилию как к рутине. Его жизнь разделена. Одна половина говорит: «я просто выполнял приказ». Вторая — «я просто хочу дожить до пенсии». Но вместе они не складываются в цельного человека. Они — конфликт, застывший в граните
Должен был быть кто-то такой
кто мыл пол от крови
собирал выбитые зубы
после допросов
кто вытирал со стен камеры
каракули
написанные мелом
углём
размытые слова
отваги и смерти
должен был быть кто-то такой
рассчитывающий на большую пенсию
что он отвечал
когда вечером
его невеста
обнимая его
спрашивала
как ты провел день?
Почему форма так геометрична и абсурдна?

1. Угловатость как форма деформации
Гапанович использует почти кубическую, машиноподобную структуру лица — как будто перед нами не человек, а элемент системы. Его обрубленные формы говорят о механизации, о функциональности, о потере индивидуальности. Он — винтик. Фигура-аппарат.

2. Эмоции сведены к минимуму
В лице нет реалистики — только обобщение, схема. Это не портрет кого-то конкретного — это портрет функции. Он не «личность», он «должность». Камень, вырезанный системой.

3. Абсурд и гротеск
Одна сторона — с абсурдной улыбкой, почти комичной, дурацкой, домашней. Другая — угрюмое, прищуренное лицо, напоминающее тень. Мы словно видим одного и того же человека днем в подвале и вечером на кухне. Это не шизофрения, а раздвоение реальности. Двойная жизнь как способ выживания.


Made on
Tilda